Онлайн-учебник для ОГЭ по химии

Логотип2

Онлайн-учебник для ОГЭ по химии

42. Химический эксперимент

В этой главе речь пойдёт о 23-24 заданиях на ОГЭ по химии: 23 задание представляет собой теоретический или мысленный эксперимент, а 24 задание – практический эксперимент с повторением реакций “вживую”.

Девятиклассники Ленинградской области участвуют в тренировке эксперимента ОГЭ по химии

Разберём задания из демоверсии ОГЭ:

Дан раствор сульфата магния, а также набор следующих реактивов: цинк; соляная кислота; растворы гидроксида натрия, хлорида бария и нитрата калия. 

23. Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата магния, и укажите признаки их протекания (наличие/отсутствие запаха у газа, цвет осадка или раствора). 

1) Внимательно разберём список реагентов и попробуем подобрать реакции, которые могут теоретически протекать с сульфатом магния:

Цинк в ряду активности стоит правее магния, т.е. он менее активен и вытеснить магний из соли не сможет, реакция не пойдёт

Соляная кислота может вступить в реакцию с солью, если в продуктах образуется признак реакции ионного обмена: газ/осадок/вода/другой слабый электролит. Но так как в реакции образовался бы хлорид магния и серная кислота, которые не дают признака РИО, то реакция не протекает.

Гидроксид натрия будет вступать в реакцию с солью как основание, если все реагенты растворимы и есть признак РИО. Реагенты по таблице растворимости действительно растворимы, а образующийся гидроксид магния нерастворим, т.е. реакция протекает.

Хлорид бария будет вступать в реакцию с солью как соль, если все реагенты растворимы и есть признак РИО. Реагенты по таблице растворимости действительно растворимы, а образующийся сульфат бария нерастворим, т.е. реакция протекает.

Нитрат калия будет вступать в реакцию с солью как соль, если все реагенты растворимы и есть признак РИО. Реагенты по таблице растворимости действительно растворимы, а образующиеся сульфат калия и нитрат магния не дают признака РИО, т.е. реакция не протекает.

2) Итак, когда мы нашли два реагирующих вещества, запишем уравнения реакций (не забываем уравнивать, т.к. засчитываются только уравненные реакции):

MgSO4+ 2NaOH → Mg(OH)2↓ + Na2SO4

MgSO4+ BaCl2 → MgCl2 + BaSO4

3) Также нас просят записать признаки реакции (наличие/отсутствие запаха у газа, цвет осадка или раствора):

В первой реакции признаком реакции будет являться образование белого осадка гидроксида магния Mg(OH)2

Во второй реакции признаком реакции будет являться образование белого осадка сульфата бария BaSO4

P.S. Не обязательно расписывать так подробно, достаточно будет кратко указать цвет и признак рядом с реакцией, но чтобы не ошибиться в цвете осадка необходимо выучить таблички по качественным реакциям (стрелки на газ/осадок тоже необязательны)

4) Итоговая запись в бланке:

MgSO4+ 2NaOH → Mg(OH)2↓ + Na2SO4 – образование белого осадка гидроксида магния

MgSO4+ BaCl2 → MgCl2 + BaSO4 – образование белого осадка сульфата бария

Оценивание 23 задания: по 1 баллу нам поставят за каждую верно подобранную реакцию в виде уравнения и по 1 баллу за каждое верное описание признака реакции

Итого: 4 балла первичных из 40 за весь экзамен

Перед выполнением 24 задания обязательно нужно ознакомиться с инструкцией к практическому эксперименту (она будет в КИМ):

Внимание: в случае ухудшения самочувствия перед началом опытов или во время их выполнения обязательно сообщите об этом организатору в аудитории.

1. Вы приступаете к выполнению задания 24. Для этого получите лоток с лабораторным оборудованием и реактивами у специалиста по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

2. Прочтите ещё раз перечень веществ, приведённый в тексте к заданиям 23 и 24, и убедитесь (по формулам на этикетках) в том, что на выданном лотке находится шесть указанных в перечне веществ (или их растворов). При обнаружении несоответствия набора веществ на лотке перечню веществ в условии задания сообщите об этом организатору в аудитории.

3. Перед началом выполнения эксперимента осмотрите ёмкости с реактивами и продумайте способ работы с ними. При этом обратите
внимание на рекомендации, которым Вы должны следовать.

3.1 В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7–10 капель реактива.

3.2 Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась сверху
(«этикетку – в ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2 см по высоте пробирки).

3.3 Для проведения опыта требуется порошкообразное (сыпучее) вещество. Отбор порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.

3.4 При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.

3.5 Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.

3.6 При растворении в воде порошкообразного вещества или при перемешивании реактивов следует слегка ударять пальцем по дну
пробирки.

3.7 Для определения запаха вещества следует взмахом руки над горлышком сосуда направлять на себя пары этого вещества.

3.8 Если реактив попал на рабочий стол, кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

4. Вы готовы к выполнению эксперимента. Поднимите руку и попросите организатора в аудитории пригласить экспертов для оценивания
проводимого Вами эксперимента.

5. Начинайте выполнять опыт. После проведения каждой реакции или обоих опытов записывайте в черновик свои наблюдения за изменениями, происходящими с веществами.

6. Вы завершили эксперимент. Проверьте, соответствуют ли результаты опытов записям решения задания 23. При необходимости скорректируйте ответ на задание 23, используя записи в черновике, которые сделаны при выполнении задания 24.

Выполнение или невыполнение участником задания 23 не влияет на
оценивание выполнения задания 24.

24. Проведите химические реакции между сульфатом магния и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание 23 признаки протекания реакций. При необходимости дополните ответ или скорректируйте его. 

Наш порядок действий при выполнении эксперимента после прочтения инструкции и получения реактивов:

1) В две пробирки наливаем по 1-2 мл сульфата магния

2) В одну пробирку с сульфатом наливаем 1-2 мл гидроксида натрия, наблюдаем за изменениями, проверяем запах, записываем в черновик результат опыта

3) Во вторую пробирку с сульфатом наливаем 1-2 мл хлорида бария, наблюдаем за изменениями, проверяем запах, записываем в черновик результат опыта

4) Завершаем эксперимент, корректируем ответ в 23 задании при необходимости

Оценивание 24 задания: оценивается даже не сам опыт, а то как вы следуете правилам выполнения по инструкции

1 балл – за правивильный отбор веществ в соответствии с пунктами 3.1–3.5 инструкции

1 балл – за правильное смешивание веществ в соответствии с пунктами 3.6–3.8 инструкции

Итого: 2 балла первичных из 40 за весь экзамен

 

Читать следующую главу