Онлайн-учебник для ОГЭ по химии

Логотип2

Онлайн-учебник для ОГЭ по химии

Вариант 1 (демоверсия 2024)

1. Выберите два высказывания, в которых говорится о железе как химическом элементе:

1) Железо реагирует с хлором.
2) Железо быстро ржавеет во влажном воздухе.
3) Пирит является сырьём для получения железа.
4) Гемоглобин, содержащий железо, переносит кислород.
5) В состав ржавчины входит железо.

2. На приведённом рисунке изображена модель атома химического элемента.

Запишите в таблицу величину заряда ядра (Х) атома химического элемента, модель которого изображена на рисунке, и номер группы (Y), в которой этот элемент расположен в Периодической системе.

3. Расположите химические элементы в порядке увеличения их электроотрицательности:

1) сера
2) хлор
3) фосфор

4. Установите соответствие между формулой соединения и степенью окисления азота в этом соединении: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

5. Из предложенного перечня выберите два вещества с ионной связью:

1) СаО
2) РCl3
3) Br2
4) Li3N
5) H2

6. Какие два утверждения верны для характеристики как магния, так и кремния?

1) Электроны в атоме расположены на трёх электронных слоях.
2) Простое вещество существует в виде двухатомных молекул.
3) Химический элемент относится к металлам.
4) Значение электроотрицательности меньше, чем у фосфора.
5) Химический элемент образует высшие оксиды с общей формулой ЭО2.

7. Из предложенного перечня веществ выберите кислотный оксид и основание.

1) CO
2) Mg(OH)2
3) SO2
4) NaClO4
5) Al(OH)3

8. Какие два вещества из предложенного перечня вступают в реакцию с оксидом алюминия?

1) Cu(OH)2
2) HNO3
3) O2
4) Be(OH)2
5) Na2O

9. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктом(-ами) их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

10. Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с которыми это вещество может вступать в реакцию: к каждой позиции,
обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой. 

11. Из предложенного перечня выберите две пары веществ, между которыми протекает реакция замещения.

1) железо и нитрат серебра
2) оксид серы (VI) и оксид железа (III)
3) оксид меди (II) и соляная кислота
4) алюминий и хлор
5) натрий и вода

12. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

13. Выберите два вещества, при полной диссоциации 1 моль которых образуется 2 моль анионов.

1) нитрат магния
2) гидроксид бария
3) хлорид натрия
4) фосфат калия
5) сульфат натрия

14. Выберите два исходных вещества, взаимодействию которых соответствует сокращённое ионное уравнение реакции:

1) СаО
2) Ca
3) CaCl2
4) K2SO3
5) Н2SO3
6) SO2

15. Установите соответствие между схемой процесса, происходящего
в окислительно-восстановительной реакции, и названием этого процесса: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой. 

16. Из перечисленных суждений о правилах работы с веществами в лаборатории и быту выберите верное(-ые) суждение(-я).

1) Хлор можно получать только в вытяжном шкафу.
2) При приготовлении раствора кислоты концентрированную серную
кислоту приливают к воде.
3) При нагревании раствора пробирку с жидкостью держат строго вертикально.
4) Работу с едкими веществами следует проводить в резиновых перчатках.

17. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Нитрат аммония (аммиачная селитра) – химическое соединение NH4NO3, соль азотной кислоты, которое используется в качестве азотного удобрения.

18. Вычислите в процентах массовую долю азота в нитрате аммония. Запишите число с точностью до целых.

19. При подкормках овощных и цветочных культур в почву вносится 200 г азота на 100 м². Вычислите, сколько граммов аммиачной селитры надо внести на земельный участок площадью 70 м². Запишите число с точностью до целых. 

20. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты
в уравнении реакции, схема которой:

MnO2 + HBr → MnBr2 + Br2 + H2O

Определите окислитель и восстановитель.

21. Дана схема превращений:
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно
осуществить указанные превращения. Для первого превращения составьте сокращённое ионное уравнение реакции.

22. После пропускания через раствор гидроксида натрия 2,24 л сернистого газа (н.у.) получили 252 г раствора сульфита натрия. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

Дан раствор сульфата магния, а также набор следующих реактивов: цинк; соляная кислота; растворы гидроксида натрия, хлорида бария и нитрата калия.

23. Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите
молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата магния, и укажите признаки их протекания (наличие/отсутствие запаха у газа, цвет осадка или раствора). 

24. Проведите химические реакции между сульфатом магния и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание 23 признаки протекания реакций. При необходимости дополните ответ или скорректируйте его. 

Инструкция к эксперименту:

Внимание: в случае ухудшения самочувствия перед началом опытов или во время их выполнения обязательно сообщите об этом организатору в аудитории.

1. Вы приступаете к выполнению задания 24. Для этого получите лоток с лабораторным оборудованием и реактивами у специалиста по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

2. Прочтите ещё раз перечень веществ, приведённый в тексте к заданиям 23 и 24, и убедитесь (по формулам на этикетках) в том, что на выданном лотке находится шесть указанных в перечне веществ (или их растворов). При обнаружении несоответствия набора веществ на лотке перечню веществ в условии задания сообщите об этом организатору в аудитории.

3. Перед началом выполнения эксперимента осмотрите ёмкости с реактивами и продумайте способ работы с ними. При этом обратите
внимание на рекомендации, которым Вы должны следовать.

3.1 В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7–10 капель реактива.

3.2 Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку – в ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2 см по высоте пробирки).

3.3 Для проведения опыта требуется порошкообразное (сыпучее) вещество. Отбор порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.

3.4 При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.

3.5 Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.

3.6 При растворении в воде порошкообразного вещества или при перемешивании реактивов следует слегка ударять пальцем по дну
пробирки.

3.7 Для определения запаха вещества следует взмахом руки над горлышком сосуда направлять на себя пары этого вещества.

3.8 Если реактив попал на рабочий стол, кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

4. Вы готовы к выполнению эксперимента. Поднимите руку и попросите организатора в аудитории пригласить экспертов для оценивания
проводимого Вами эксперимента.

5. Начинайте выполнять опыт. После проведения каждой реакции или обоих опытов записывайте в черновик свои наблюдения за изменениями, происходящими с веществами.

6. Вы завершили эксперимент. Проверьте, соответствуют ли результаты опытов записям решения задания 23. При необходимости скорректируйте ответ на задание 23, используя записи в черновике, которые сделаны при выполнении задания 24.

Выполнение или невыполнение участником задания 23 не влияет на оценивание выполнения задания 24.

 

 

Ответы:

20. 

21.

22.

23.

24.